С давних пор славилась Москва своими садами. Они украшали владения вельмож и дворян, окружали дома замоскворецких купцов. Были в столице и царские сады, и сады городские. Вообще слово сад имеет глубокий, даже таинственный смысл. Это не просто участок земли с плодоносящими деревьями и прекрасными цветами. Здесь может произойти жизненно важная встреча, роковое объяснение, цветущий сад может символизировать всю землю, а его судьба может стать судьбой дворянской России, как у Чехова в «Вишнёвом саде».
А вот сады Московского Кремля. Конечно, мы там бывали и любовались их красотой. В начале ХХ в. наш Кремль выглядел совсем по-другому. Его пересекали улицы, по которым свободно гулял народ, проходивший сюда через открытые ворота. Кроме древних храмов, дворцов и административных зданий здесь располагались монастыри, группы небольших домов и ещё множество церквей (ныне разрушенных)... Был здесь и таинственный сад, проходящий у южной кремлёвской стены, под кромкой холма, который называли Нижним.
Когда-то его любили посещать москвичи и гости города, пришедшие полюбоваться кремлёвскими достопримечательностями.
Давайте совершим прогулку по этому забытому, ныне закрытому саду.
Когда-то его любили посещать москвичи и гости города, пришедшие полюбоваться кремлёвскими достопримечательностями.
Давайте совершим прогулку по этому забытому, ныне закрытому саду.
Если смотреть на Кремлёвскую стену, стоя на Боровицком холме, то справа угловой башней окажется Водовзводная, называемая так потому, что в 1633 г. в ней была устроена водовзводная машина, качавшая воду из Москвы-реки в водоём наверху башни, откуда по трубам поступала она в кремлёвскую царскую усадьбу. Слева от неё располагается небольшая, казалось бы, ничем не примечательная Благовещенская башня. До 1930-х гг. над ней возвышался крест, потому что эта башня служила колокольней небольшой церкви Благовещения, разместившейся у самой стены в Нижнем саду Кремля.
До постройки же церкви в этой башне были проездные ворота, выходившие на берег Москвы-реки. Их называли иногда Портомойными, потому что через них выходили на реку прачки стирать царское бельё. После, в XVI в., в башне устроили тюрьму. Со стороны Кремля, около неё, в те же времена находился царский Житный двор, и каждую осень тысячи возов из государевых имений везли в амбары жито, сено, овёс и всякие запасы, а в остальное время года у этих амбаров толпились разного рода государевы люди, получавшие здесь хлебное жалование.
Есть такое предание: однажды (во времена Ивана Грозного) в башню-тюрьму был заключён воевода, муж «вельми благочестивый», но несправедливо обвинённый в каком-то преступлении. Все его усилия доказать свою невиновность были тщетны, и грозный царь уже утвердил ему смертный приговор. Заключённый, превозмогая страх и тоску, проводил день и ночь в молитве, прося помощи у Господа, Богородицы и святых. И молитва его была услышана. Ночью, в сонном видении, явилась ему Божия Матерь и велела подать царю прошение о помиловании, но узник не решился на это. Тогда Богородица явилась снова, обещая ему покровительство и помощь. Ободрённый узник обратился к царю с прошением. В ответ разгневанный царь послал к нему стражников, чтобы учинить расправу. И тут посланцы царя узрели чудо: на кирпичной стене башни, обращённой к царскому дворцу, явственно проступила икона, на которой было изображено Благовещение Пресвятой Богородицы. Объятые страхом посланники доложили об этом царю, и он, поражённый чудом, даровал узнику свободу.
Чудесно явленная икона привлекала к себе молящихся, и вскоре у башни построили деревянную часовню, которая простояла более полтораста лет. А в 1731 г. императрица Анна Иоанновна приказала построить на этом месте каменную церковь во имя Благовещения так, чтобы явленная икона находилась внутри церкви, а башня служила бы колокольней. Архитектор Г.Шедель возвёл очень простое здание – вытянутое вверх, под четырёхскатной крышей, увенчанное маленькой главкой на тонкой шейке. С восточной стороны к нему примыкала алтарная абсида, справа — трапезная с притвором и крыльцом, к которому вела лестница из Нижнего сада. Ворота башни были заложены наглухо, в ней устроили придел Святого Иоанна Милостивого (в день его памяти на Руси было утверждено патриаршество), над ним повесили колокола, а на шатре установили крест. Явленная на стене икона Благовещения в церкви (считается всё же, что она XVII в.) сохранялась долгое время. Она была оправлена в драгоценную ризу. Есть сведения, что в 1891 г. её обследовали реставраторы и были поражены яркими красками этого образа. (Иконы этой уже нет, но сохранился её список.)
На протяжении XVIII и XIX, а также в начале ХХ в. москвичи, прогуливающиеся по Кремлю, любили, обозрев виды Москвы с края Боровицкого холма, спуститься в Нижний сад и посетить расположенные там церкви. Широкие аллеи, проходящие через весь сад, у подножья горы, среди зелени служили обыкновенно и местом прогулки живущих в Кремле духовных и светских лиц. Эта дорога, темноватая и сыроватая под нависающей кручей, с громоздящимися на ней дворцом и соборами, приводила к уже известной нам церкви Благовещения и шла дальше вдоль кремлёвской стены в маленькую церковку Святых Константина и Елены, стоящую на пригорке. (Далее можно было подняться по отлогому подъёму и выйти к Спасским воротам.) Эта небольшая, уютная церковь, построенная на месте деревянной боярином Ильей Милославским в 1651nbsp;г., стала приходской для причта Успенского собора. Их семьи жили рядом в маленьких домиках. Церковь особенно пострадала после наполеоновского нашествия, и её хотели упразднить, но по указу императора Николая I она была возобновлена и освящена митрополитом Филаретом (Дроздовым).
В храмах Нижнего сада находились два образа Богоматери, называемых «Нечаянная Радость», которые почитались особо. Икона, написанная в XVIII веке, из царского дворца была помещена в храм Благовещения, где и пребывала на почётном месте, в местном ряду слева от царских врат. И в храме Святых Константина и Елены тоже имелась одноимённая икона. Настоятелем его был одно время (с 1874 по 1892 гг.) известный московский священник протоиерей Валентин Амфитеатров. С именем этого пастыря связан расцвет Константино-Еленинской церкви.
«Отец Валентин на протяжении 18 лет без диакона служил здесь Божественную литургию, и его служение было необыкновенным по силе духовно-молитвенного напряжения». Большое число молящихся собирали молебны перед чудотворным образом «Нечаянная Радость». Икона так прославилась чудесами, происходившими по молитвам перед ней, что и храм стали называть «Нечаянная Радость». Почитаемый образ находился в нем до его закрытия в 1918 году...
Упоминание о двух кремлёвских иконах «Нечаянная Радость» есть в дневнике императора Николая II. Во время посещения Москвы в 1903 г. царская семья жила в Кремле и поклонялась кремлёвским святыням. Побывав в храмах Нижнего сада, царь записал в дневнике о чудотворной иконе «Нечаянная Радость» в одном из них и одноимённой чтимой иконе — в другом, к которой прикладывалась императорская чета…
Марина Цветаева оставила память о чудотворном образе в стихах:
К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного cведу. –
Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,
И на тебя с багровых облаков
Уронит Богородица покров,
И встанешь ты, исполнен дивных сил…
— Ты не раскаешься, что ты меня любил.
Стихотворение датировано 31 марта 1916 г. Шла Первая мировая война, приближалась революция — Россия стояла на пороге таких потрясений, которые неузнаваемо изменят облик и дух старой Москвы, унесут её неповторимый уют и обаяние. Но воспоминания, сохранившие для нас ту, ушедшую Москву, запечатлены в цикле стихов Марины Цветаевой, которые обращены к Осипу Мандельштаму. Его поэзию Цветаева очень высоко ценила («наш дар — неравен»), в них она «дарила ему Москву», называя его «мой странный и прекрасный брат», «гость чужеземный» (Осип Эмильевич жил в Петербурге, который любил и воспевал, и впервые приехал в Москву). Интересно отметить, что Нечаянной Радости — церкви, а может быть, иконе, — в стихах Цветаевой отведено особое место, в ряду самых почитаемых святынь.
В том же году Мандельштам ответил Цветаевой своими «московскими» стихами:
Успенский, дивно округлённый,
Весь удивленье райских дуг,
И Благовещенский, зелёный,
И, мнится, заворкует вдруг.
Архангельский и Воскресенья
Просвечивают, как ладонь, —
Повсюду скрытое горенье,
В кувшинах спрятанный огонь…
Так встреча двух молодых поэтов в Москве, их прогулка «к Нечаянной Радости в саду» привела к появлению замечательных стихов, посвящённых древней столице. Впереди их поэзию ожидал блистательный путь («путь комет поэтов путь»), а самих поэтов — тяжелейшая земная судьба.
Упоминание о двух кремлёвских иконах «Нечаянная Радость» есть в дневнике императора Николая II. Во время посещения Москвы в 1903 г. царская семья жила в Кремле и поклонялась кремлёвским святыням. Побывав в храмах Нижнего сада, царь записал в дневнике о чудотворной иконе «Нечаянная Радость» в одном из них и одноимённой чтимой иконе — в другом, к которой прикладывалась императорская чета…
Марина Цветаева оставила память о чудотворном образе в стихах:
К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного cведу. –
Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,
И на тебя с багровых облаков
Уронит Богородица покров,
И встанешь ты, исполнен дивных сил…
— Ты не раскаешься, что ты меня любил.
Стихотворение датировано 31 марта 1916 г. Шла Первая мировая война, приближалась революция — Россия стояла на пороге таких потрясений, которые неузнаваемо изменят облик и дух старой Москвы, унесут её неповторимый уют и обаяние. Но воспоминания, сохранившие для нас ту, ушедшую Москву, запечатлены в цикле стихов Марины Цветаевой, которые обращены к Осипу Мандельштаму. Его поэзию Цветаева очень высоко ценила («наш дар — неравен»), в них она «дарила ему Москву», называя его «мой странный и прекрасный брат», «гость чужеземный» (Осип Эмильевич жил в Петербурге, который любил и воспевал, и впервые приехал в Москву). Интересно отметить, что Нечаянной Радости — церкви, а может быть, иконе, — в стихах Цветаевой отведено особое место, в ряду самых почитаемых святынь.
В том же году Мандельштам ответил Цветаевой своими «московскими» стихами:
Успенский, дивно округлённый,
Весь удивленье райских дуг,
И Благовещенский, зелёный,
И, мнится, заворкует вдруг.
Архангельский и Воскресенья
Просвечивают, как ладонь, —
Повсюду скрытое горенье,
В кувшинах спрятанный огонь…
Так встреча двух молодых поэтов в Москве, их прогулка «к Нечаянной Радости в саду» привела к появлению замечательных стихов, посвящённых древней столице. Впереди их поэзию ожидал блистательный путь («путь комет поэтов путь»), а самих поэтов — тяжелейшая земная судьба.
Тяжёлая судьба ожидала и кремлёвский Нижний сад, его храмы. Богоборческие власти сделали всё, чтобы стереть «Нечаянную Радость» с лица земли. Была уничтожена могила отца Валентина Амфитеатрова на Ваганьковском кладбище, а церкви Благовещения на Житном дворе и Константина и Елены разделили участь многих церквей и монастырей, разрушенных в 1930-е гг. В Нижний сад в наши дни прохода нет. Выглядит он без своих храмов скучно и уныло. Пуста площадка у Благовещенской башни, крест на которой заменили флажком, на месте Константино-Еленинского храма построено служебное здание.
Но эти церкви можно найти на картинах художников, запечатлевших Нижний сад Кремля в прошлом. Они выглядывают из-за стены Кремля, запечатлённого со стороны Москвы-реки, их можно разглядеть во всём своеобразии на старинных гравюрах панорамы столицы, открывающейся с Кремлёвского холма...
Но эти церкви можно найти на картинах художников, запечатлевших Нижний сад Кремля в прошлом. Они выглядывают из-за стены Кремля, запечатлённого со стороны Москвы-реки, их можно разглядеть во всём своеобразии на старинных гравюрах панорамы столицы, открывающейся с Кремлёвского холма...
Храм Пророка Илии Обыденный, в котором в наши дни находится чудотворная икона «Нечаянная Радость» (из кремлевской Константино-Елененской церкви; хотя есть упоминания о том, что она — из церкви Благовещения), был перестроен в начале XVIII в. Тогда снесли первоначальную маленькую деревянную церковь, возведённую обыденкою, т.е. в один день, и соорудили небольшой каменный храм. Сюда совершались с давних пор крестные ходы из Успенского собора Московского Кремля. Обычно это происходило летом, во время засухи, когда святому пророку Илии молились о «даровании благопотребного вёдра и благорастворенного воздуха», а также в день празднества пророку. Крестный ход обычно возглавляли царь и патриарх. Так, в книге выходов царя Алексея Михайловича за 1665 г. написано: «июня в 4 день ходил великий государь в ход, за кресты, к святому пророку Илии Обыденному, что за Пречистенскими воротами, молил о дожде».
В XIX в. храм расширили, пристроили к нему трапезную и колокольню, и церковь приобрела тот вид, которым мы любуемся и сегодня.
После закрытия церквей Нижнего сада икона «Нечаянная Радость» побывала в нескольких храмах, закрывавшихся один за другим. В конце концов её передали в храм Воскресения в Сокольниках, где собрались многие святыни из уничтоженных церквей. Прихожане Обыденской церкви во главе со своим настоятелем протоиереем Александром Толгским обратились к патриарху Сергию о даровании их храму иконы «Нечаянная Радость». И незадолго до своей кончины патриарх благословил перенести этот образ в храм Пророка Илии. Икона была перенесена 2/15 июня 1944 г.
В 1959 г. образ был помещён в новую красивую ризу, о чём на ней имеется надпись. Патриарх Алексий I почитал эту икону и храм, называя себя его прихожанином. Часто бывал в этом храме и патриарх Пимен. Было время, когда он служил здесь по пятницам вечерню с акафистом иконе «Нечаянная Радость»...
В XIX в. храм расширили, пристроили к нему трапезную и колокольню, и церковь приобрела тот вид, которым мы любуемся и сегодня.
После закрытия церквей Нижнего сада икона «Нечаянная Радость» побывала в нескольких храмах, закрывавшихся один за другим. В конце концов её передали в храм Воскресения в Сокольниках, где собрались многие святыни из уничтоженных церквей. Прихожане Обыденской церкви во главе со своим настоятелем протоиереем Александром Толгским обратились к патриарху Сергию о даровании их храму иконы «Нечаянная Радость». И незадолго до своей кончины патриарх благословил перенести этот образ в храм Пророка Илии. Икона была перенесена 2/15 июня 1944 г.
В 1959 г. образ был помещён в новую красивую ризу, о чём на ней имеется надпись. Патриарх Алексий I почитал эту икону и храм, называя себя его прихожанином. Часто бывал в этом храме и патриарх Пимен. Было время, когда он служил здесь по пятницам вечерню с акафистом иконе «Нечаянная Радость»...
От древнего «пятисоборного круга» Московского Кремля давайте пройдём к церкви Илии Обыденного по сегодняшней Москве по следам крестного хода, о котором шла речь выше. С кремлёвского холма открывается красивый вид на заречную сторону, которым любовались и наши предки. Сегодня за Москвой-рекой можно увидеть сверкающие купола обновлённых храмов, шпили колоколен, отреставрированные особнячки старой Москвы и современные здания, архитектуре которых дадут оценку следующие поколения.
Через Боровицкие ворота выйдем на то место, где у подножия кремлёвского холма в Москву-реку вливается Неглинка, ныне убранная в трубу. Этот мыс был оборонительным рубежом древней Москвы. Пройдя под Каменным мостом, остановимся на набережной, где белоснежной громадой встаёт храм Христа Спасителя. Сегодня его золотой купол, как и в былые времена, можно видеть из разных мест города. Он напоминает о чуде восстановления этого разрушенного в известные времена храма-памятника победы в Отечественной войне 1812 г.
От храма Христа Спасителя направимся в Обыденские переулки, наполненные зданиями разных эпох, где находится церковь Пророка Илии. Войдём под её старинные своды, чтобы увидеть икону «Нечаянная Радость», которая когда-то находилась в храме Нижнего Кремлёвского сада... На иконе изображён коленопреклонённый человек, который молится перед образом Божьей Матери. Из предания о иконе можно узнать, что это грешник, который получил по молитвам Богородицы нечаянную радость прощения, отсюда и название образа.
У этой старинной святыни с проникновенным названием и закончим нашу прогулку и воспоминание о чудесном месте старой Москвы и его достопримечательностях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий